Актуальность
В период подготовки к единому государственному экзамену учащиеся 11 классов испытывают огромное напряжение и нагрузку, как умственную, так и эмоциональную. Им необходимо за довольно короткий промежуток времени освоить большой объем материала, который представлен как в виде текстовой информации, так и в виде таблиц, рисунков, формул, схем и т.п. Поэтому учащемуся необходимы навыки освоения информации, представленной в различной модальности, навыки организации своей работы как по времени, так и в пространстве с тем, чтобы, при наименьших затратах сил и времени, освоить и усвоить максимально большой объем знаний. Не все школьники могут самостоятельно организовать наиболее оптимальным образом свою работу.
Кроме того, одна из задач учащегося — подготовиться к экзамену морально и психологически, справиться с волнением, чтобы оно в самый ответственный момент не стало причиной более низкой оценки.
Именно на эти аспекты подготовки к ЕГЭ и направлена данная работа.
Цели
- отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену;
- обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах;
- понижение уровня тревожности у всех участников эксперимента.
Задачи
- Определение уровня тревожности у выпускников.
- Определение возможных направлений психологической работы с выпускниками по снятию напряжения и страха перед тестированием
2.1 Повышение сопротивляемости стрессу.
2.2 Отработка навыков уверенного поведения.
2.3 Развитие эмоционально-волевой сферы.
2.4 Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
2.5 Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
2.6 Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
2.7 Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
3. Отработка системы цикла занятий для выпускников, родителей, педагогов в период подготовки к ЕГЭ
План работы
№ п/п | Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| ||
Подготовительный этап (реализация информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической функции) | |||||
1. | Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕГЭ и направленная на выработку индивидуального стиля работы: | ||||
| 1) Тестирование учащихся 11-х классов с целью выявления уровня самочувствия, активности, настроения для построения дальнейшей коррекционной работы. | ноябрь | Соц. Педагог Классные руководители | ||
| 2) Изучение фрустрационных реакций для определения путей оказания индивидуальной помощи. | декабрь | Соц. педагог | ||
| 3) Психологическое коррекционное занятие «Стресс. Релаксация. Фрустрация» | январь
| Соц. педагог | ||
| 4) Психологическое просвещение через групповые консультации: - Общие психологические закономерности ответа на экзамене. - Как лучше всего запоминать материал. |
февраль
март | Соц. Педагог
| ||
| 5) Занятия психологического тренинга «Уверенность» | апрель-май | Соц. педагог | ||
2.
| Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. | ||||
| 1) Индивидуальные психологические консультации тревожных учащихся. | февраль | Соц. педагог | ||
| 2) Индивидуальные психологические консультации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении. | март | Соц. педагог | ||
| 3) Индивидуальные психологические консультации учащихся с низкой самооценкой. | апрель
| Соц. педагог | ||
| 4) Индивидуальные психологические консультации демонстративных учащихся. | май | Соц. педагог | ||
| 5) Индивидуальные психологические консультации трудных учащихся. | апрель-май | Соц. педагог | ||
| 6) Составление рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей по результатам психологических исследований. | в течение года
| Соц. педагог | ||
3. | Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой ЕГЭ. | ||||
|
| в течение года | Соц. педагог | ||
|
| декабрь | Соц. Педагог Классные руководители | ||
|
| в течение года | Соц. Педагог Классные руководители | ||
Проведение ЕГЭ (реализация организационно-исполнительской, контрольно-диагностической функций) | |||||
|
| декабрь | Соц. Педагог Классные руководители | ||
|
| в течение года | Соц. педагог | ||
|
| март
| Соц. педагог | ||
|
| май | Соц. Педагог Классные руководители | ||
Анализ результатов и выработка предложений по подготовке к ЕГЭ | |||||
|
| май | ЗВР Соц. Педагог
|