Суббота, 27.04.2024, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Ракитовская средняя школа

Категории раздела
Наш опрос
Какой ваш любимый предмет?
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Директор школы

Макамеджанов Михаил Петрович

Образование: Высшее

Категория: Высшая

Стаж З5 л.

83857023316

Задать вопрос директору

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Экология. Охрана природы
Цель: 1. Познакомить детей с наукой экологией.
2. Пополнить знания детей о природе.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: DVD проигрыватель, маски животных, инвентарь для игр, плакаты по защите природы, игровой дидактический материал «Береги живое», кормушки для птиц, саженцы осенних цветов.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко
Звучит фонограмма «Голоса леса».
Вспучился асфальт
И раскрошился.
И, как ветви,
Трещины пошли.
Сквозь проломы
Тоненький,
Как шильце,
Выткнулся листок
Из – под земли…
Люди!
Пусть башмак ваш
Не коснется
Этого листка –
Ведь знаем мы:
Кто с таким трудом
Пробился к солнцу
Тот достоин солнца,
А не тьмы…

- Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.
Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология. Окружающая среда влияет на все живые существа, а они, в свою очередь, влияют на окружающую среду.

Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.
Экология: Вы обо мне?
А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья.
Я – Экология.
- Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению много человек сделал промахов, ошибок.
-Большой проблемой оказался экологический кризис. Ведь человек беспечно относится к природе и к тому, что она дает, сам при этом, являясь частью природы. Природа дает для жизни все, нужно лишь научиться, правильно всем пользоваться.
Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте исправим ошибки. (Снимают с Экологии накидку).
- Спасибо, ребята. Пойдемте со мной! (Звучит фонограмма «Звуки леса».)
- Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.
Слышите запахи?
Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря!
Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки!
Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи!
Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.
- Примерно250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю. Странствующий голубь умер в зоопарке в начале 20 века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса. Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
-А вы знаете растения, которые растут в вашем городе? Зверей, обитающих в ваших лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. Разделимся на 2 команды.
1. Знаешь ли ты деревья и кустарники нашего края? (Командам раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
2. Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой – растения.
3. Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое животное.
- Спасибо, ребята, вы замечательно справились с заданиями.
Вы слышите, сороки галдят? Посмотрим.
Сценка «Сегодняшний лес»
Действующие лица: городская сорока, лесная сорока, медведь, заяц, лиса.
Две девочки – сороки сидят на ветке (стульях).
- Откуда ты, подружка, прилетела?
-Из города.
-Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц, к лету готовишься: белый сарафан на черный поменяла?
-А у нас в городе все такие. Летаем через завод, а там такие выбросы! Вот и закоптились.
-Эх, подружка, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут.
(Вбегают заяц, лиса и медведь.)
Городская сорока:
- Косолапый, куда бежите?
Медведь:
На дальнее озеро, пить очень хочется.
-Звери, да рядом же речка!
Медведь:
- Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую – то желтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.
Заяц:
- Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?
Лиса:
-А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала. (Показывает забинтованную лапу.)
Сорока:
-И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?
Городская сорока:
-Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду.
Заяц:
-Эх, тишины хочется. Смех, шум, авто – надоело!
Медведь:
- Вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове горшок. Я бежал, пока не свалился.
Лиса:
-Мне страшно, побежали отсюда!
(Звери убегают.)

Учитель:
-Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?
А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.
Ребята, давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)
1. Не разоряйте птичьего гнезда
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
2. Не вырезайте надписи на деревьях
Стоят деревья – великаны…
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – «на память!»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут…
3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнет полыхать, разбегаться, искриться _
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костер разжигать не годится!
4. Не бейте стекло в лесу
Нельзя стекло в лесу кидать,
Нельзя бутылки разбивать;
Осколки острые опасны –
О них порежешься ужасно!
А если вдруг на них свалиться –
В больнице можно очутиться!
И обитателям лесным
Стекляшки тоже не нужны…
5. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!

Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

Просмотр DVD фильма «Природа необходима для жизни».

4. Пантомима. Каждая команда изображает 3 животных, другая – отгадывает их.
5. Найди животное. (Дан плакат с изображениями частей тела разных животных, соединенных в один коллаж.)
6. Выписать названия животных из представленных букв.
банка – кабан; багаж – жаба;
колосья – лось; кино – кони;
дудочка – удод; пион – пони;
осада – оса; зонтик – кот, кит;
волна – вол; каркас – рак;
7. Чудесный мешочек.
В мешочке лежат различные плоды. Участники на ощупь определяют, что это.
9. Четвертый лишний. На рисунках изображены 3 цветка и гриб, 3 животных и птица. Необходимо выделить один предмет и объяснить свой выбор.
10. Собери картинку. Даны разрезные картинки с изображением деревьев.
11.Найди ошибку в рассказе.
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, отгребают опавшую листву. (Ошибки подчеркнуть.)
12. Блиц – турнир.
- Какие деревья ты знаешь?
-Чем отличаются деревья от кустарников? (есть ствол – ветви от основания; высокие – низкие)
- Что получают из льна? (масло, пряжу, ткань.)
-Какую пользу приносят жабы и лягушки? (уничтожают вредителей поля, леса, огорода.)
- Назови съедобные грибы, несъедобные.
- Какая птица барабанит? (дятел.)
-Какие птицы прилетают весной первыми? (грачи.)
-Назови лесные ягоды. (малина, ежевика, голубика, земляника, черника и др.)
- Сок какого дерева сладкий? (березы.)
- Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы.)
Экология
13. Объяснялки.
Каких зверей так называют и почему? (косой, серый, косолапый, рыжая.)
Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.
- Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Разбежались грибы
По лесному откосу.
Перестал врачевать
Умный дятел березу.
Шаловливый ручей
Что – то быстро лепечет.
На ладонь мне отчаянно
Прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо
О чем – то травинки.
Муравей, как разведчик,
Изучает ботинки.
И захлопали радостно
Листья в ладоши:
-К нам пришел человек,
И не злой, а хороший!

Прощаются с «Экологией», подводят итоги занятия.

Список используемой литературы
1. Бурдина С.В. «Береги живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.
2. Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.
3. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.
4. Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.
5. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.
6. DVD фильм «Биология. Влияние человека на природу.»
Электронные уроки и тесты.- Тамбов: ООО «Селена», 2006.
Категория: Мои статьи | Добавил: мадам (07.01.2014)
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Облако тегов

Ракитовская СОШ 2024
Используются технологии uCoz