Среда, 24.04.2024, 19:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Ракитовская средняя школа

Наш опрос
Какой ваш любимый предмет?
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Директор школы

Макамеджанов Михаил Петрович

Образование: Высшее

Категория: Высшая

Стаж З5 л.

83857023316

Задать вопрос директору

Память. Приемы организации запоминаемого материала

Память. Приемы организации запоминаемого материала

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям нужную упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом.

• Группировка — материал разбивается на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.). 
• Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.). 
• План — совокупность опорных пунктов. 
• Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков. 
• Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое. 
• Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации. 
• Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д. 
• Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Методы активного запоминания

Метод ключевых слов
Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза.

Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день —2 повторения;
2-й день — 1 повторение;
3-й день — без повторений;
4-й день — 1 повторение;
5-й день — без повторений;
6-й день — без повторений;
7-й день — 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Комплексный учебный метод
Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация (текст) запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.
При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

«Зубрежка»
Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.
Какова процедура «зазубривания»?

• повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить 
• повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды 
• повтори, выждав 10 минут (для запечатления) 
• для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа 
• повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)

При запоминании Вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти:

а) мысленно представим предмет, который мы хоти запомнить. «Раскрасим» его необычным цветом или представим его огромного размера, «повернем» этот предмет и посмотрим его с разных сторон. Трудно забыть этот предмет после таких действий с образом, не правда ли?

б) визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое Вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного восприятия.

Два способа запоминания материала. Выбери для себя лучший.

Заучивание утром,

1-е повторение - через короткий промежуток времени,

2-е повторение- вечер того же дня,

3-е -через 3 дня,

4-е - через 7 дней,

5-е - через 11 дней.

Заучивание утром,

1-е повторение - через короткий промежуток времени,

2-е повторение- вечер следующего дня,

3-е - через 5 дней,

4-е - через 15 дней.

 

 

 ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Психолог Жост  изучил скорость запоминания текста в зависимости от количества его прочтений. Он  показал, например, что, если перечитывать текст 6 раз подряд, запоминается намного меньше, чем если прочитать его с промежутком в 5 минут.

 

Режим повторения

 

Повторения

Время

Первое

Второе

Третье

Четвёртое

По окончании чтения

Через 20 минут после окончания предыдущего повторения

Через 8 часов

Через сутки (лучше перед сном).

 

КАК СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ.

  1. Выбирайте благоприятные условия для работы.
  2. Исключите причины рассеянности (телевизор, радио, жажда, голод и т. п.)
  3. Будьте в хорошей физической форме.
  4. Осознайте вашу цель.
  5. Владейте базовыми знаниями. (Уточните значение непонятных слов)

Повышайте непосредственный интерес. (Осознайте, какие выгоды вы извлечёте из знакомства с данным материалом).

Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ракитовская СОШ 2024
Используются технологии uCoz