Четверг, 25.04.2024, 14:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Ракитовская средняя школа

Наш опрос
Какой ваш любимый предмет?
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Директор школы

Макамеджанов Михаил Петрович

Образование: Высшее

Категория: Высшая

Стаж З5 л.

83857023316

Задать вопрос директору

Психолого-педагогические занятия

Материал взят из книги М.Ю.Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» 

«Мы полагаем, что оптимальной формой фронтальной пси­хологической подготовки выпускников к Единому государ­ственному экзамену являются психолого-педагогические заня­тия. Это не тренинг и не классный час в чистом виде, это нечто промежуточное.

  • основное содержание занятий направлено не столько на информирование, сколько на проживание, получение оп­ределенного опыта;
  • акцент делается не на усвоение определенной информа­ции, а на «примеривание» ее на себя, на освоение соб­ственного способа деятельности»

 Занятие №1

 «Мой учебный стиль»

 Презентация темы

«Вы наверняка заметили, что все мы учимся по-разному, у каждого из нас есть свои особенности, способы работы, свои сильные и слабые стороны. Если мы осознаем, что является  сильной стороной, а что  слабой, то нам будет легче найти оптимальные способы подготовки к экзамену, организовать свою деятельность так, чтобы сильные стороны стали нашими ресурсами и помогли компенсировать слабые».

Информирование

Скажите участникам о том, что сегодня вы рассмотрите два важных аспекта учебной деятельности: каналы восприятия и когнитивные стили.

Каналы восприятия — это способы восприятия и переработ­ки новой информации. Выделяют три канала: визуальный, аудиальный и кинестетический. Кратко охарактеризуем людей с преобладанием одного из способов восприятия.

Визуалы:  «Я вижу!»

  • Обладают хорошей зрительной памятью, эмоционально реагируют на цвет.
  • В учебе больше опираются на визуально запомнившиеся страницы учебника или конспекта.
  • Наиболее эффективные методы: чтение, письмо, филь­мы, работа на доске, работа с картинками и рисунками, работа с книгами, газетами, журналами, диктанты.

 

Аудиалы:  «Я слышу!»

  • Обладают хорошей слуховой памятью, большое значение придают словам, музыке, звукам.
  • В учебе больше опираются на материал, который услы­шали.
  • Наиболее эффективные методы: ролевые игры, аудиоза­писи, видеофильмы, устные задачи, прослушивание рас­сказов, чтение вслух.

Кинестетики:  «Я чувствую!»

  • Ощущения для таких людей первичны, а действия вто­ричны.
  • Обладают хорошей мышечной памятью.
    • В учебе больше опираются на собственный опыт, то, что сделали сами.
    • Наиболее эффективные методы: физические соревнова­ния и игры, решение задач с использованием материаль­ных предметов, проведение экспериментов, группы с пе­ременным составом.

У каждого человека один канал восприятия является веду­щим. Использование опоры на  несколько каналов способству­ет лучшему усвоению информации.

 

Выделяют два основных когнитивных стиля — синтетичес­кий и аналитический.

Синтетики

  • Объединяют, синтезируют имеющиеся у них знания о предмете.
  • Созидают из частей целое, с легкостью находят связи и объединяют.
  • Детали не имеют для них значения.
    • Расчленяют и исследуют предмет познания по компо­нентам.
    • Они разбирают целое на части и стремятся найти раз­личия.
    • Детали имеют большое значение.
    • Успешно применяют правила.

АНАЛИТИКИ

Что помогает учиться?

Синтетикам

  • Опора на контекст и личный опыт, возможность самим создавать, придумывать схемы, опираясь на известные детали.
  • Выделение главной мысли, составление кроссвордов, ра­бота посредством моделей, мозговой штурм.
  • Виды деятельности, которые позволяют им углубиться в детали, проанализировать информацию, сделать выводы, работа по правилам.
  • Тесты множественного выбора, анализ (слова, темы и т.п.), запоминание деталей, выделение ошибок.

Аналитикам

Проигрывание

Предложите детям узнать об особенностях своей познава­тельной деятельности и подсчитать результаты анкетирования. Спросите их, согласны ли они с полученными результатами.

Разделите детей на три группы. Если в классе выделилось при­мерно одинаковое количество визуалов, аудиалов и кинестетиков, объедините группы по данному принципу, если нет — просто в случайном порядке. Предложите каждой группе разработать ре­комендации по подготовке к ЕГЭ и поведению на экзамене для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Если время позволяет, можно также повторить это упражнение, предложив выпускникам раз­работать рекомендации для аналитиков и синтетиков.

 

Рефлексия

Обсудите с детьми, насколько результаты анкетирования дей­ствительно отражают особенности их учебной деятельности.

Составление копилки

В копилку заносятся результаты анкетирования и рекомен­дации для соответствующего типа.

 

Методические рекомендации

При проведении этого занятия важно помнить, что ярко вы­раженные типы встречаются не так часто. Смысл занятия не в том, чтобы выявить визуалов или синтетиков, а в том, чтобы выпускники увидели разнообразие возможных способов опти­мизации своей работы

 

Материалы к занятию.  Анкета1.                                                                                  Оцените, насколько данные утверждения справедливы для вас, проставьте цифры в соответствующие клетки таблицы: 3 балла — абсолютно точно; 2 балла — в большой степени; 1 балл — незначительно; 0 баллов — совсем не подходит.

  1. В одежде и мебели для меня важен цвет.
  2. Долго помню то, что мне сказали.
  3. После тяжелого дня самое большое желание — принять удобное положение и расслабиться.
  4. Стараюсь записывать важные детали, чтобы не забыть.
  5. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
  6. Я не стану носить даже самую модную вещь, если она не­удобна.
  7. 7.    Люблю рассматривать картины, красивые пейзажи и т.п.
  8. 8.    Мне помогает, если я рассуждаю вслух.
  9. 9.    Мне приятно, когда в лицо дует теплый ветерок.

 

10.  То, что вижу, запоминаю особенно хорошо.

11. Люблю слушать звуки природы: шум дождя, моря и т.п.

12. Люблю потягиваться, разминаться.

13. Я лучше запоминаю то, что прочитал сам, чем то, что мне рассказывают.

14. Для меня важен голос собеседника.

15. Люблю, когда мне делают массаж.

16. Для меня важен внешний вид человека.

17. Люблю, когда читают вслух.

18. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой или рукой.

19. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.

20. В шуме не могу сосредоточиться.

21. Лучше всего запоминаю, если могу при этом двигаться: ходить, двигать ногами, руками и т.д.

22. Люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для
съемки.

23.Я лучше запоминаю то, что мне рассказывают, чем то, что я читаю сам.

24. Не могу долго сидеть или лежать на неудобной мебели.

 

Таблица

 

№№ вопросов и баллы

Сумма баллов

1

 

4

 

7

 

10

 

13

 

16

 

19

 

22

 

 

2

 

5

 

8

 

11

 

14

 

17

 

20

 

23

 

 

3

 

6

 

9

 

12

 

15

 

18

 

21

 

24

 

 

Если максимальное количество баллов получилось в верх­ней строке, то вы — визуал, если в средней, то вы — аудиал, если в нижней, то вы — кинестетик

 

Анкета 2

Дорогие друзья!

Все люди изучают одни и те же предметы, но делают это по- разному. Кому-то легче запоминать на слух, кому-то необходимо прочитать материал. Кто-то легко находит общее в разных предметах, а кто-то углубляется в один. Мы предлагаем вам отве­тить на вопросы, которые помогут лучше понять ваш учебный стиль.

Вам предлагаются пары противоположных утверждений. Ваша задача — оценить, насколько они для вас справедливы. Если вам абсолютно подходит левое утверждение, обведите цифру 1. Если абсолютно подходит правое утверждение — цифру 10. Если оба утверждения вам в какой-то степени подходят, но одно немного больше, выберите соответствующую цифру и обведите ее.

 

Мне очень помогает опо­ра на личный опыт

12345 67 89 10

Мне помогает опора на теоретические знания

Я предпочитаю догады­ваться сам, без объяс­нения

123456789 10

Я хочу, чтобы мне объ­яснили главную инфор­мацию

Мне легче найти сходства между двумя вещами

123456789 10

Мне легче найти разли­чия между двумя вещами

Для меня важнее понять основную мысль

123456789 10

Для понимания смысла мне важнее знать детали

Я могу догадаться о зна­чении иностранного сло­ва по смыслу

123456789 10

Я лучше проверю значе­ние нового слова в сло­варе

Я лучше понимаю, когда

мне объясняют материал

в общем

123456789 10

Я лучше понимаю, когда

материал разбивают на

части

Мне помогают образы и сравнения

123456789 10

Мне лучше объяснять конкретно, напрямую

Составление плана мне только мешает, я все ви­жу в целом

123456789 10

Составление плана очень помогает в работе

Мне легче работать, опи­раясь на примеры

123456789 10

Мне легче работать, опи­раясь на правила

Я лучше понимаю приме­ры и иллюстрации

123456789 10

Я лучше понимаю схемы и таблицы

Левый полюс анкеты (1) соответствует синтетическому сти­лю, а правый (10) — аналитическому. Возможны следующие варианты обработки анкеты:

1) Подсчет среднего балла. Чем ниже балл, тем более выра­жен синтетический стиль, чем выше — аналитический.

2) Подсчет количества ответов, больших и меньших, чем 5. Большее количество ответов, меньшее 5, соответствует синтетическому стилю, большее 5 — аналитическому.

 

 МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

НА ЭКЗАМЕНЕ

Цель: помочь осознать свою ответственность за результат сда­чи экзамена.

Презентация темы

«Мы уже много знаем о том, что помогает на экзамене. Но все ли в этом непростом деле зависит от нас самих?»

 Моя ответственность на экзамене 

Информирование

«Результат сдачи экзамена зависит от очень многих факто­ров. Это и погода, и настроение проверяющих, и везение. (Спросите детей о том, что еще может определять успех на эк­замене.) Но очень важно понимать, что же зависит от нас са­мих, ведь только мы можем это изменить».

Проигрывание

Ведущий предлагает участникам заполнить таблицу:

Успех на экзамене: от кого он зависит?

 

 

От меня

От учителя

От родителей

От случая

На сколько процентов?

 

 

 

 

 

Что именно зависит?

 

 

 

 

Затем дети делятся на подгруппы по 5—6 человек и обсуж­дают результаты. В тех же подгруппах они составляют анало­гичную таблицу, обобщающую их ответы, и представляют ре­зультаты своей работы.

Ведущий просит детей в тех же группах обсудить, что они мо­гут сделать для того, чтобы процент успеха, который зависит от них, стал больше. Необходимо, чтобы ответ на этот вопрос дал каждый участник. Предложите желающим озвучить свои ответы.

Составление копилки

Дети записывают ответы на предыдущий вопрос.

Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ракитовская СОШ 2024
Используются технологии uCoz