Советы классному руководителю
Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.
Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.
Экзаменационная (тестовая) тревожность
Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.
Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека, он либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной.
Признаки экзаменационной тревожности и стресса:
• нарушение ориентации, понижение точности движений;
• снижение контрольных функций;
• обострение оборонительных реакций;
• понижение волевых функций.
Опросник уровня тревожности:
• Мне не удается вовремя уложится с домашними заданиями.
• Накануне контрольной работы я испытываю беспокойство.
• Иногда мне кажется, что на контрольных из всего класса только мне одному приходится трудно.
• Когда я не справляюсь с заданием, мне не хочется говорить об этом учителю.
• Мне становится неприятно, когда я представляю себе, что мне придется отвечать на вопросы перед всем классом.
• Я трачу много времени на подготовку к контрольным работам, но это не очень-то помогает.
• Если бы мне было трудно на экзамене, я бы побоялся обратиться за поддержкой к родителям и сверстникам.
• По- моему, оценки за контрольные у меня ниже, чем могли быть из-за того, что я забываю то, что знаю.
Данный опросник поможет определить уровень тревожности у детей и определить пути конкретной психолого-педагогической помощи.
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
• Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
• Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
• Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
• Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка.
В подготовительный период рекомендуем:
• Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
• Оформить психологический уголок.
• Проводить специальные занятия для снятия тревожности и напряжения, провести анкетирование, оказывать практическую помощь.
• Не нагнетать обстановку.
• Повысить степень «прозрачности» подготовки и проведения ЕГЭ.