Меню сайта
Сведения о школе
Наш опрос
Директор школы
Макамеджанов Михаил Петрович Образование: Высшее Категория: Высшая Стаж З5 л. 83857023316 |
Знайте и умейте использовать свои природные особенностиCамопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка»/ Под ред. И.В. Дубровиной- Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр,1995, с. 24-40.
Знайте и умейте использовать свои природные особенности
Познай самого себя. Надпись на храме Аполлона в Дельфах.
В жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придаёт ей сам, раскрывая свои способности. Эрих Фромм.
Основные свойства нервной системы - природные факторы. По желанию человека свойства нервной системы изменить нельзя, поскольку они имеют генетическую природу и в этом смысле являются неизменными, стабильными характеристиками высшей нервной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы человек осознавал свои динамические возможности или, как говорят психологи, свой психофизиологический потенциал, и учитывал их в реальной жизни. Правильная оценка своих динамических характеристик важна не только для успешной учебной деятельности, но и при выборе как рода занятий (например, вида спорта), так и профессии. Она дает возможность ответить на вопрос: соответствуют ли мои динамические особенности требованиям, которые предъявляет интересующая меня деятельность, а значит, добьюсь ли я высокой эффективности, буду ли удовлетворен делом? В итоге можно заранее ограничить, сузить в какой-то мере круг выбора, исключить виды деятельности, где требуется такой уровень выраженности динамических свойств, которым данный человек не обладает. Сначала мы рассмотрим такую динамическую особенность, как скорость, темп деятельности, а затем другую — работоспособность, выносливость. Эти качества заметно влияют на обучение и, кроме того, зачастую рассматриваются как профессионально важные. Если вы наблюдательны, то вы должны были заметить, что среди одноклассников всегда можно выделить несколько человек, которые резко отличаются друг от друга по темпу выполнения заданий, по легкости переключения с одного вида деятельности на другой, по скорости усвоения нового материала, по быстроте реакции на разные внешние раздражители. Одни учащиеся почти всегда демонстрируют высокую скорость работы, их можно охарактеризовать как очень быстрых, другие, наоборот, делают все с низкой скоростью, не успевают уложиться в отведенное время и характеризуются как медлительные. Многочисленные исследования психологов показали, что эти индивидуальные различия (при условии, что и те и другие учащиеся имеют необходимые знания, навыки, интерес к учебе) обусловлены таким свойством нервной системы, как подвижностью широком ее понимании. Скоростные особенности могут быть обусловлены и другим свойством нервной системы — лабильностью. Говоря о проявлениях подвижности в широком смысле слова, мы имеем здесь в виду и проявления лабильности. Это свойство, хотя и по-другому, но, в конечном счете, на поведенческом уровне определяет также скорость, темп деятельности. Высокий темп деятельности, быстрота реакции характерны для тех, кто обладает подвижной нервной системой. Низкий темп деятельности, замедленные реакции встречаются у людей, обладающих инертной нервной системой. Мы хотим предложить вам разработанную нами анкету, включающую такие вопросы о динамических особенностях психической деятельности, которые можно было бы связать с подвижностью нервной системы. Если вы будете предельно искренне отвечать самим себе на поставленные вопросы, вы приблизитесь к пониманию того, какими скоростными качествами (высокими, средними или низкими) вы обладаете. Оценивая себя по анкете, не следует опираться на какой-либо один конкретный факт,— надо постараться вспомнить, как проявляются у вас те или иные качества в большинстве случаев, чаще всего. АНКЕТА Определите по 5-балльной шкале выраженность у себя каждого из названных ниже качеств. 1 — наименьшая выраженность данного качества (полное отсутствие); 5 — самая высокая выраженность качества; 3 — средняя оценка, означает умеренную выраженность данного качества; 2и 4 — промежуточные оценки.
1. Для вас характерна быстрая или медленная сообразительность по сравнению с окружающими людьми? Очень медленная 1_ 2___ 3___ 4_5 Очень быстрая2. Легко ли вы отвыкаете от старых привычек (распорядка дня, Очень трудно 1_ 2___ 3___ 4___ 5 Очень легко 3. Быстро ли вы можете выразить словами свои мысли? 4. Быстро ли вы осваиваетесь с новыми видами работы по сравнению с окружающими Вас людьми? Очень медленно 1 _ ___ 2___ 3___ 4 5 Очень быстро 5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитая подождать, прежде чем действовать? Всегда предпочитаю ждать 1 2__ 3___ 4___ 5 Всегда действую сразу6. Быстро ли вы формулируете ответ на вопрос, реплику? Очень медленно 1_____ 2___ 3___ 4_ 5 Очень быстро 7. Удается ли вам сосредоточенно и успешно работать в Очень редко 1_ 2___ 3___ 4_5 Очень часто 8. Быстро или медленно вы успокаиваетесь после испытанного волнения? Очень медленно 1_ 2___ 3___ 4_5 Очень быстро 9. Успеваете ли вы сделать больше других за одно и то же время? НИКОГДА НЕ УСПЕВАЮ 1_ 2_ 3_ 4_ 5 ВСЕГДА УСПЕВАЮ10. Выбивают ли вас из кол ей неожиданные изменения в ваших планах на день? Всегда выбивают 1 2___ 3___ 4_5 Никогда не выбивают 11. Часто ли вы говорите или действуете быстро, не задерживаясь для обдумывания? Очень редко 1__ _2__ 3___ 4__ 5 Очень часто 12. Предпочитаете ли вы иметь постоянное место за обеденным столом, в аудитории и т.п.? Всегда предпочитаю 1__ 2___ 3___ 4_ 5 Никогда не предпочитаю В таблице приводятся результаты, отражающие разные уровни скоростных качеств.
Подсчитайте общее количество полученных вами баллов и сравните эти данные с показателями, приведенными в таблице. Таким образом вы сможете определить, в какую из пяти групп входят ваши результаты, то есть каков уровень ваших скоростных качеств. Остановимся на рассмотрении двух крайних вариантов оценок скоростных качеств (низкие и высокие) и постараемся показать, как эти качества проявляются в учебной деятельности. Если вы, например, определили, что имеете низкие скоростные особенности, то это говорит о том, что, по всей видимости, у вас инертная нервная система. Однако надо помнить, что по анкете можно сделать лишь предварительный вывод о свойствах нервной системы, поскольку это ваша собственная, а значит, субъективная оценка самого себя. Точный ответ могут дать только специальные эксперименты, проводимые психологом. Какие же учебные ситуации представляют трудности для инертных учащихся? Как показали многие исследования, это прежде всего такие моменты учебного процесса, которые требуют именно скорости в ее разнообразных формах: быстроты и легкости приспособления к изменившимся условиям, скорости выработки и ломки стереотипов, высокого темпа работы. Так, если учитель предлагает классу задания разнообразные по содержанию и по способам решения, это ставит в затруднительное положение даже хорошо успевающего, но инертного ученика. Чаще всего у инертных наблюдается низкая активность участия в подобной работе, поскольку в силу природных особенностей они не обладают необходимой скоростью приспособления к быстро меняющимся условиям. Вызывают значительные трудности и ситуации, когда требуются частые отвлечения или частое переключение внимания (например, на реплики учителя, ответ или вопрос другого ученика). В этих ситуациях у инертных учащихся продуктивность работы падает. Они начинают испытывать дискомфорт, когда в момент выполнения заданий надо отвлекаться, переключать внимание на что-либо другое. При изменении содержания работы и при существенном изменении подлежащих выполнению операций инертные ученики не сразу подключаются К этой новой деятельности. Если надо выполнить серию примеров, они начинают проявлять активность примерно с третьего задания. Они не могут немедленно включиться в работу, их активность в выполнении новых видов заданий возрастает постепенно. - Если учитель ведет опрос в достаточно высоком темпе и этот темп сопряжен с ситуацией неопределенности, (то есть не ясна последовательность вопросов), инертные учащиеся практически не работают. Если же последовательность вопросов ясна (например, вопросы записаны на доске), то они часто, пропустив первое задание, начинают выполнять второе или третье, увеличивая тем самым время на подготовку ответа. Следует особо подчеркнуть, что решение только предлагаемого в данный момент задания чаще всего для них оказывается безуспешным. Не так продуктивно, как хотелось бы, работают инертные и в ситуации, когда учитель сразу же после знакомства с новым материалом выясняет, как он усвоен. Им нужно обязательно проработать новый материал дома, поскольку у них лучше развита долговременная память, чем кратковременная, оперативная. Очень большие трудности испытывают инертные ученики, когда от них требуют быстрого изменения неудачных формулировок. Им необходимо время на обдумывание нового ответа. Замечено, что часто эти учащиеся изъявляют желание отвечать лишь после того, как подготовят, сформулируют ответ заранее. Они чаще следуют принятым стандартам в ответах, тяготеют к книжным формулировкам, избегают импровизаций. Но вы, наверное, замечали, что в учебной деятельности имеют место не только ситуации, требующие высокой скорости работы. Немало и таких, когда более полезными для достижения успеха являются неторопливость, сдержанность, последовательность, систематичность. И в этих ситуациях именно инертность нервной системы является желательным качеством. Здесь учащиеся с низкими скоростными особенностями имеют ряд преимуществ. Каковы же эти преимущества и в каких учебных ситуациях Инертные учащиеся обладают способностью работать, не отвлекаясь на другие дела, на реплики учителя, на ответ другого учащегося у доски, до полного выполнения задания. Свойственное им медленное нарастание активности сопряжено с долгим ее сохранением. Они демонстрируют также высокую степень самостоятельности в выполнении заданий. Если ученикам предоставлена возможность произвольно организовывать свою деятельность, инертные способны быстро выполнять задания. Увеличения скорости они достигают за счет правильной организации деятельности (сразу приступают к выполнению заданий, не теряя время на посторонние дела; продуманно располагают чертежи и т. п.), а также за счет того, что не отвлекаются на общение с учителем, с соседом по парте. По этой причине самостоятельная работа в отличие от фронтальной легче для инертных учащихся. Наилучшим образом инертные ученики справляются с работой, носящей монотонный, однообразный характер, например, когда требуется решить большое количество задач одного типа или выполнить несколько сходных упражнений по русскому языку. У них наблюдается склонность к такой деятельности, и они могут успешно заниматься ею на протяжении долгого времени. В определенные моменты учебного процесса требуется полностью выслушать объяснения учителя прежде чем приступать к выполнению задания. Инертные ученики без труда, быстрее, чем подвижные, начинают соблюдать это требование. У них четко выявляется стремление как можно полнее уяснить суть задания и способы его выполнения и лишь затем приступать к его реализации. В дальнейшем в процессе работы они практически не обращаются к учителю за дополнительными разъяснениями. Инертные учащиеся активны в работе по пройденному материалу. Мы уже отмечали, что у них лучше развита долговременная память, чем кратковременная, оперативная. Затратив первоначально больше времени по сравнению с подвижными на усвоение нового материала или на заучивание какого-либо правила, отрывка, стихотворения, инертные компенсируют эти затраты в дальнейшем, поскольку им практически не надо больше к этому материалу возвращаться, прибегать к его повторному заучиванию. Теперь рассмотрим другой вариант. Допустим, вы, оценивая себя по анкете, определили, что имеете высокие скоростные особенности и, по-видимому, обладаете подвижной нервной системой. Каково проявление этих динамических особенностей в учебной деятельности? В каких учебных ситуациях подвижные ученики испытывают трудности? Многими исследователями подмечено, что ученики с подвижной нервной системой охотно участвуют в работе, имеющей разнообразный характер, могут успешно выполнять задания, когда материал подается в высоком темпе, способны быстро переключать внимание на новый вид деятельности, легко переходят к новой работе. При смене заданий подвижные гораздо быстрее инертных подключаются к выполнению предложенного задания. Правильность ответов учеников с подвижной нервной системой не зависит от того, в каком темпе задает вопросы учитель. Они быстро меняют формулировки ответов, часто отступают от книжного текста, пытаются импровизировать. Подвижные способны достаточно быстро усваивать новый материал, а умение отойти от принятых стандартов, быстро сориентироваться в материале, высокая скорость перебора вариантов решения положительным образом сказывается и в работе на сообразительность. Однако в учебной деятельности у подвижных учащихся имеются и свои трудности. Так, самую большую трудность они испытывают при однообразной, монотонной работе. У них отмечается быстрая утрата интереса к таким заданиям, и если нет стимулирования со стороны учителя, то они начинают отвлекаться или просто перестают работать. Подвижным вообще свойственно строить свою работу на «отвлечениях». Конечно, инертные тоже в определенных условиях отвлекаются, но подвижные это делают гораздо чаще. Существуют различия между ними и в характере отвлечений: учащиеся с подвижной нервной системой стремятся к общению, стараются вовлекать в свои дела окружающих; ученики с инертной нервной системой предпочитают заниматься своими делами на уроке в одиночку. У подвижных отмечается тенденция быстрого увеличения и такого же быстрого уменьшения активности, и если отсутствует контроль со стороны учителя за их дальнейшей работой, то их скоростные преимущества будут проявляться лишь на первом этапе выполнения заданий. Затем, начиная часто отвлекаться от работы, они эти преимущества утрачивают. В итоге в школьной практике нередки случаи, когда в результате неумения инертных работать быстро и неумения подвижных работать долго без отвлечений и те и другие показывают равно низкие результаты работы. Следует отметить еще одну нежелательную особенность подвижных учеников. Им часто присуща торопливость, несформированность привычки дослушивать до конца объяснения учителя, прежде чем приступать к выполнению заданий. Поскольку определенные трудности в учебной деятельности у подвижных обусловлены быстрым угасанием активности, быстрой утратой интереса к заданиям (особенно к однотипным), частыми отвлечениями от работы, то они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Они должны научиться произвольно регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать. Полезно специально тренироваться, развивать в себе сдержанность, «приучать» себя выслушивать до конца указания учителя. Учебные ситуации, требующие однообразной, монотонной работы, быстро вызывают у подвижных чувство пресыщения. Поэтому они часто прибегают к попыткам как-то «разнообразить» свою деятельность,— отвлекаются от дела, разговаривают с соседями, задают вопросы им и учителю, заглядывают в чужие тетради и т. д. Естественно, это не способствует повышению эффективности работы над заданием, однако улучшает их психическое состояние, настроение. Поэтому как учитель, так и сам ученик должны направлять усилия на поиск иных форм разнообразия — например, анализ других путей решения задачи, отличных от применяемой схемы. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного вида заданий к другому — вот те ситуации, которые наиболее благоприятны для подвижных учащихся. А теперь поговорим о другой важной динамической особенности человека — работоспособности, выносливости. Мы уже подчеркивали в начале, что люди отличаются друг от друга по тому, как долго они могут выполнять какую-то работу, не уставая, не отвлекаясь, не делая ошибок. Конечно, утомление неизбежно наступает у всех, но одни начинают его испытывать через 8—10 часов работы, а другие не выдерживают более 4—5 часов. Кроме того, люди имеют яркие индивидуальные различия и в помехоустойчивости и в чувствительности к разнообразным раздражителям. Одни работают в шумной, неспокойной обстановке с высокой продуктивностью, а их уровень чувствительности ко всякого рода внешним раздражителям, в том числе и к замечаниям в свой адрес, оценкам, достаточно низкий. Другие, наоборот, в такой ситуации продуктивно трудиться практически не могут. Они обнаруживают также высокую чувствительность к внешним воздействиям, особенно к резким замечаниям, отрицательным оценкам. Наверное, и среди ваших одноклассников можно найти таких, кто отличается теми или иными из указанных особенностей. Многочисленные исследования показали, что у людей приблизительно одного возраста, нормального здоровья и примерно одинакового уровня подготовленности эти индивидуальные различия обусловлены таким природным свойством, как сила нервной системы. Высокий предел работоспособности, выносливости, устойчивость по отношению к помехам, низкая чувствительность к любым раздражителям характерны для тех, кто обладает сильной нервной системой. У тех, кто имеет слабую нервную систему, отмечается невысокая работоспособность, неустойчивость по отношению к посторонним раздражителям, высокая чувствительность. Для того чтобы вы смогли составить представление о своем пределе работоспособности, своей помехоустойчивости и чувствительности к раздражителям, мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, которая приводится ниже. Эту анкету разработал польский психолог Я. Стреляу. АНКЕТА Определите по 5-балльной шкале интенсивность каждого из названных ниже свойств. 1— наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие); 3 — средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства; 2и 4 — промежуточные оценки. 1. Способны ли вы заниматься умственной деятельностью длительное время без перерыва (например, в течение нескольких часов)? 1 — поминутно прерываю работу, а если не могу этого сделать, работаю неудачно, совершаю ошибки 5 — несмотря на продолжительную работу, не испытываю никакого утомления 2. Способны ли вы к устойчивой концентрации внимания? 1 — не могу сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий 5 — целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечаю, кроме своего занятия 3. Охотно ли вы выполняете ответственную работу? 1 — избегаю ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняюсь 5 — люблю быть лидером, брать на себя ответственность 4. Обладаете ли вы стойкостью перед неудачами? 1 — при неудачах очень расстраиваюсь, нервничаю, демобилизует любое порицание 5 — при неудачах еще больше мобилизуюсь, не разочаровываюсь, не проявляю нервозности 5. Способны ли вы работать в неблагоприятной обстановке? 1 — шум, разговоры и т. п. мешают работе; лучше заниматься делом в полной изоляции от окружения 5 — шум или разговоры не мешают выполнять работу; в любых условиях работаю успешно 6. Отказываетесь ли вы от своих намерений или действий при 1 — даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы; нет уверенности в своих силах 5 — препятствия не отбивают охоты к дальнейшей работе; не теряю веры в успех 7. Ведете ли вы себя так же, как обычно, в присутствии 1 — в присутствии посторонних смущаюсь, теряюсь, избегаю встреч с начальством, не люблю присутствия посторонних в классе 5 — присутствие посторонних (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие 8. Проявляете ли вы нервозность перед важным событием? 1 — даже будучи хорошо подготовленным, не люблю никаких экзаменов, испытаний. Больше думаю о возможной неудаче, чем о решении задачи 5 — экзамены, проверки не воспринимаются как исключительные события; в таких ситуациях веду себя как обычно, не нервничаю 9. Охотно ли вы выполняете действия, требующие больших 1 — избегаю продолжительных, утомительных действий, гораздо больше люблю выполнять не слишком трудные задания 5 — люблю полностью захватывающие меня действия, требующие значительных усилий и выносливости 10. Легко ли вы преодолеваете временные колебания настро 1 — легко травмируюсь под влиянием трудных и конфликтных ситуаций; с трудом восстанавливаю душевное равновесие 5 — тяжелые жизненные ситуации (болезни близких людей, семейные и школьные конфликты) не выводят из равновесия; быстро прихожу в себя.
В таблице приводится количество баллов, отражающее разные уровни работоспособности, выносливости.
Сравнив полученные вами результаты с приведенными в таблице, вы сможете определить свой уровень работоспособности и выносливости. Остановимся и в этом случае на рассмотрении только двух крайних вариантов оценок (низкий и высокий уровни) и покажем, как проявляются индивидуальные особенности представителей этих крайних групп в учебной деятельности. Итак, рассмотрим сначала вариант, когда ваши результаты соответствуют нижнему уровню представленности данной динамической особенности. О чем это говорит? Если вам удалось достаточно объективно оценить себя по предложенной анкете, то можно высказать предположение, что у васслабая нервная система. Какие же учебные ситуации могут представлять трудности как для вас, так и для других учащихся со слабой нервной системой? Психологи выделяют следующие ситуации: 1. Длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке): слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал. 2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время. Учащиеся со слабой нервной системой даже при наличии знаний выказывают тревогу, беспокойство, когда надо сделать задание очень быстро. Они начинают торопиться, но это не приводит к ускорению действий, а, наоборот, наблюдается заторможенность деятельности, часто появляются ошибки. Вообще замечено, что их повышенное волнение во время контрольных работ является причиной возникновения ошибок. В тренировочной работе они реже ошибаются. 3. Работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа. Не следует учащегося со слабой нервной системой ставить в такую ситуацию; он теряется, начинает волноваться, и у него наступает как бы блокировка умственной деятельности. Такому ученику нужно иметь время на обдумывание ответа, и к тому же для него благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного.
|
Поиск
Облако тегов
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||